ЦНЭС
ЦНЭС

Рейтинги за 2019 год

Главная / О компании / Рейтинги компании /  Рейтинги за 2019 год

«Российский консалтинг», 2019 год

«Не надо советов — помогите материально»
Вартан Ханферян

Рынок консалтинга в России вошел в рецессию. Шансы выйти победителями из нынешнего кризиса выше у тех компаний, которые опираются на госзаказы и которые смогут оседлать бум цифровизации. Последнюю подхлестнула миграция экономики и госуслуг на удалённый режим работы во время карантина.

Суммарные доходы крупнейших российских консалтинговых групп и компаний – участниц рэнкинга RAEX по итогам 2019 года составили 98,4 млрд рублей, увеличившись за год по сопоставимым данным на 2% — на фоне 3% инфляции это равнозначно падению. Итоги прошлых лет были гораздо оптимистичнее: за 2017 год доходы консультантов в рэнкинге прибавили 10% (при инфляции в 2,5%), за 2018 — 17% (4,3%).

Впрочем, даже такой, — лишь номинальный, — рост связан с достижениями сравнительно небольших игроков, тогда как у лидирующей десятки (а на топ-10 приходится 70% всей выручки списка) усреднённая динамика дохода стала отрицательной — минус 1% за год. В целом, из 170 компаний и групп, включённых в рэнкинг в этом году, 50 участников завершили год снижением выручки.

Можно ожидать, что отрицательные тенденции на этом рынке будут усиливаться — ведь, как показывает опыт прошлых кризисов, расходы на всякого рода консалтинг идут под нож одними из первых.

Кризисные закупки
Юридические услуги и налоговый консалтинг суммарно принесли участникам рэнкинга 5,8 млрд рублей (8,4% суммарной выручки по рейтингу) — по 3,7 и 2,1 млрд рублей соответственно. «В прошлом году и в первом квартале 2020 года наблюдался спрос на комплексный due diligence — финансовое, налоговое и юридическое сопровождение сделок слияний и поглощений, консультирование по налогообложению и трансфертному ценообразованию. В дальнейшем, по нашим оценкам, активность M&A сместится в сторону реализации непрофильных активов и «подбора» активов с рынка, а также в сторону налогообложения — BEPS, изменение соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом», — делится мнением Ростислав Шатёнок, управляющий партнер ALTHAUS.

По словам участников рейтинга, в текущей ситуации служба ФНС, несмотря на все сложности, не прекращает своей деятельности на пользу государства. Несмотря на то, что до 1 июля налоговых проверок не будет, нагрузка на предпринимателей не снижается. «Бизнес просят представлять документы и информацию по сделкам, и здесь консультанты нужны, чтобы помочь с анализом поступающих требований и подготовкой аргументированных позиций, защищающих интересы налогоплательщиков. Мы помогаем готовить ответы, консультируем о правомерности требований, готовим позиции, представляем интересы в обсуждениях с ФНС и в судах» — рассказывает Клара Валентина Воробьёва, руководитель практики налогового консультирования, МЭФ PKF.

Принятые властями меры поддержки бизнеса, в том числе отсрочка по налоговым платежам, могут способствовать спросу и по другим направлениям. «Все новые приятые нормативные акты, связанные непосредственно с пандемией, требуют тщательного изучения и особого внимания к нюансам. Их много, они очень объемы и, часто, чтение неподготовленным специалистом может привести к возникновению ошибок и проблем в будущем», — поясняет Клара Валентина Воробьева.

Схожее мнение и у Никиты Филиппова, заведующего Бюро адвокатов «Де-юре»: «Организациям нужна актуальная информация по антикризисным мерам, льготам, отсрочкам и послаблениям для бизнеса в наглядном, упрощенном формате. Например, в виде таблицы с указанием условий для их применения, которую мы регулярно обновляем в соответствии с новациями в законодательстве. Если организация будет своевременно уведомлена о возможности применения отсрочки или рассрочки по налоговым платежам, то сможет скорректировать план на ближайшее время и сумму, отложенную на налоги, либо потратить на иные обязательные платежи, либо сохранить на расчетном счете на случай непредвиденных расходов».

На фоне карантина заказчики также нуждаются и в консультациях по вопросам аренды и трудовых отношений: «Количество таких консультаций увеличилось в разы. Наиболее актуальные вопросы — уплата арендных платежей, риски привлечения к ответственности за ошибки, допущенные в управлении бизнесом в период кризиса. После отмены моратория на банкротства мы также ожидаем рост банкротных процедур и связанных с ними обособленных споров», — констатирует Никита Филиппов.

На услугах оценки крупнейшие консалтинговые компании заработали в прошлом году не менее 3,8 млрд рублей (5,6% от объёма по рэнкингу). Спрос преобладал на оценку недвижимости, бизнеса и нематериальных активов. «Традиционно эти направления занимают большую долю рынка оценочных услуг, интерес к ним проявляется и сейчас. При этом в оценке недвижимости нарастить объемы нам помогает автоматизация решений и глубокая аналитика – мы занимаемся сбором и структурированием данных по недвижимости в России более восьми лет» — говорит Фёдор Спиридонов, управляющий партнёр группы компаний SRG.
«В 2019 году продолжилась тенденция на преобладание консалтинговых услуг, ориентированных на снижение различных затрат клиентов (например, оспаривание кадастровой стоимости для снижения имущественных налогов), а также обязательных в соответствии с законодательством — как правило, по заказу государственных органов, госкорпораций или крупнейших акционерных обществ с участием государства. Стоит также отметить растущую с каждым годом долю участия консультантов и экспертов в судебных или медиативных процессах при выполнении стоимостных, финансово-экономических, строительно-технических или комплексных экспертиз», — комментирует Кирилл Кулаков, первый заместитель генерального директора ЦНЭС. В текущей ситуации в этом секторе рынка компании связывают спрос на оценку и со стороны финансовых институтов. «Как правило, в кризис происходит перераспределение игроков в различных отраслях, что повлечёт рост объёма сделок, требующих различные экспертизы. То есть, вместо оценки для развития бизнеса, более востребованной станет оценка, связанная с проблемными активами. Также, очевидно, что активно продолжат развиваться автоматизация и информатизация во всех областях оценки», — добавляет Фёдор Спиридонов.

Совокупный объем доходов участников рейтинга по направлению «управление персоналом» составил 1,3 млрд рублей (1,9%). Среди востребованных услуг участники рейтинга выделяют направления, связанные с оптимизацией организационной структуры и численности сотрудников, повышением операционной эффективности и нормированием труда: «Они не теряют своей актуальности и сейчас, но, не смотря на то, что хоть большинство клиентов и остаются в первоначальном графике, некоторые корректируют сроки реализации проектов в сторону увеличения, а некоторые приостанавливают работу по ним. Сегодня мы также наблюдаем рост спроса на облачные продукты — это связано с массовым переходом на удалённый режим работы, сравнительно низкой стоимостью и лёгкостью масштабирования облачных решений. Сейчас компании стараются обеспечить максимальную вовлечённость удалённых сотрудников в процессы, организовать доступность необходимой информации и сервисов, а также настраивать процессы целеполагания и мониторинга результативности», — говорит Юрий Король, генеральный директор MOLGA Consulting.

Консалтинг в области стратегического планирования и маркетинга — 1,007 млрд рублей (1,5%): из них услуги стратегический консалтинг 688 млн. рублей, а маркетинговый консалтинг — 319 млн рублей. Крупным заказчиком маркетинга и стратегий остаётся государство. «Один из основных драйверов нашего бизнеса — рост спроса на консалтинг со стороны государственных структур. Например, нашими клиентами-госкомпаниями, единственным акционером которых является Российская Федерация, были и остаются востребованы стратегические маркетинговые исследования в области международного промышленного маркетинга, потребительского маркетинга, маркетинга услуг. Вопросы стратегического развития с привлечением бюджетных инвестиций, программы государственно-частного партнёрства также актуальны для многих наших клиентов — российских компаний с госучастием. Что касается бизнес-клиентов, то помимо услуг стратегического планирования были активно востребованы услуги по функциональному аудиту бизнес-процессов и совершенствованию различных аспектов своей операционной деятельности», — рассказывает Юлий Сомсиков, управляющий партнёр Swiss Consulting Partners.

В тоже время участники рейтинга отмечают снижение в 2019 году доли запросов на классические исследования. «Всё чаще альтернативой долгосрочным и комплексным проектам (market research) становятся точечные аналитические и консалтинговые задачи (marketing research). Например, CX-анализ — комплексный анализ «пользовательского опыта», выявление факторов лояльности, моделей принятия решения, а также определение доли рынка, моделирование ценообразования, аудит продаж. Клиенты стали чаще откликаться на предложение замены высокобюджетных «монолитных» исследований с жёстко зафиксированным техническим заданием мониторингами по комплексу вопросов на основе agile-методологии. Это итерационный процесс анализа с регулярным уточнением общего вектора, подзадач исследования и получаемых моделей. Еще одной важной тенденцией становится цифровизация аналитики, результатов исследования и алгоритмизация исследовательских процессов у клиента — это гибридная услуга на стыке маркетингового анализа и консалтинга, системного бизнес-анализа и цифровизации», — делится опытом Илья Никулин, генеральный директор «Текарт».

Доходы компаний-участниц рейтинга в секторе консалтинга в области производства, а в основной массе это строительные аудиты и технологические экспертизы, составили 3,6 млрд рублей (5,3%).

Список крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2019 года

https://raex-a.ru/rankingtable/consult/2019/main

+7(495) 258-37-33
+7(495) 640-65-05